Благочестивое святотатство. Зачем в Средневековье били святых?

На протяжении столетий в католическом, да и в православном мире изображения небесных сил нередко унижали, наказывали или порой уничтожали, чтобы добиться от них помощи. Почтительное или непочтительное насилие по отношению к святым образам должно было стать катализатором чуда.

Искусство и культура 16+

О лекции
Испанский режиссер Луис Бунюэль вспоминал о том, как в 1936 г., вскоре после начала Гражданской войны, по Мадриду поползли слухи о том, что в одном монастыре настоятельница c помощью молотка и зубила отколола от статуи Девы Марии фигурку Иисуса. И сообщила Царице Небесной, что вернет его только тогда, когда «мы [т.е. сторона националистов] победим в войне». 

В те же месяцы по стране прокатилась волна нападений на церкви и монастыри, убийств священников и иконоборческих атак. Левые антиклерикалы, в основном анархисты, оскверняли храмы, грабили ризницы, расхаживали по улицам в литургических облачениях, сбрасывали с алтарей, выволакивали на улицу и разбивали распятия и статуи святых. Они видели в Католической церкви оплот реакции, союзницу мятежников Франко и непримиримого врага Республики. Мы не знаем, действительно ли какая-то аббатиса изувечила статую Богоматери с Младенцем. Однако ясно, что этот поступок (реальный или выдуманный молвой) имел совершенно иной смысл, чем действия иконоборцев, тоже калечивших статуи.

На протяжении столетий в католическом, да и в православном мире изображения небесных сил нередко унижали, наказывали или порой уничтожали, чтобы добиться от них помощи. Почтительное или непочтительное насилие по отношению к святым образам должно было стать катализатором чуда.

Разбивая статуэтку Девы Марии или угрожая бросить в огонь икону св. Николая, верующие не отрицали силу изображений, а через насилие обращались к ней. Как эти практики были устроены? Как менялось отношение к ним со стороны духовенства? И как понять, где силовая молитва переходила в намеренное святотатство или протестантское иконоборчество — отрицание силы «идолов»?

О спикере
Михаил Майзульс — историк-медиевист, старший научный сотрудник РГГУ, соавтор книги «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии» и автор книги «Воображаемый враг. Иноверцы в средневековой иконографии, получивших премию «Просветитель». Автор и спикер курса «Разбитые статуи. Краткая история иконоборчества в Средние века» на платформе «Страдариум»

О проекте
Бесплатная лекция от проекта  «Страдариум от Страдающего Средневековья» — онлайн-курсы по гуманитарным наукам

Время лекции
По МСК

Запись лекции
Будет, регистрируйтесь, вышлем на следующий день вам на почту

Поделиться:

15 часов назад
15 мая 19:30–21:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов